В условиях современного рынка у бизнеса существует достаточно большое количество конкурентов, стратегии которых необходимо изучать, чтобы и эффективно продвигать свои продукты на рынке, и быть конкурентоспособным. Также бизнес активно интегрируется с различными площадками, массово стал создавать собственные интернет магазины и сайты. При тщательном изучении сайтов конкурентов можно определить их сильные и слабые стороны, а также узнать: сколько фирм продает такие же товары или услуги; какие источники трафика конкуренты используют; чем они стараются зацепить клиента и что нового предлагают; какой контент-стратегии придерживаются и другое.
Конечная цель анализа конкурентов – найти свой путь увеличения прибыли компании за счёт определения текущей ситуации в отрасли.
В начале исследования важно анализировать сайты не «всех подряд» предпринимателей, а только тех, кто является реальными конкурентами, прямыми или косвенными. Прямые конкуренты это те, кто продает аналогичные товары, ассортимент схожий по своей широте, работают в вашем регионе. Косвенные конкуренты – это крупные столичные компании или лидеры рынка, охватывающие всю страну.
В ручном подборе можно опираться на различные рейтинги (например, на сайт РБК 500, где представлен крупнейший рейтинг компаний по выручке); результаты опросов потребителей, благодаря которым выявляется, какие компании пользуются большим спросом в конкретном сегменте рынка (помогут такие сервисы, как Яндекс.Взгляд или Google Forms); консультации с менеджерами по продажам или же просто можно ввести в поисковики ключевые запросы (касающиеся вашей рыночной отрасли) и посмотреть, какие сайты будут предложены. Для оценки также можно использовать специальные сервисы, например, Serpstat, где бесплатного доступа должно хватить, чтобы выявить основных конкурентов.
Далее важно определить цели анализа и отобрать критерии мониторинга, чтобы не анализировать «лишнюю» информацию, которая не даст ответа на необходимые вопросы. Для успешного отбора показателей, можно провести опрос потребителей на рынке для формирования понимания о том, какие представления целевая аудитория имеет о вашем товаре.
Далее сам анализ сайтов конкурентов может быть ручным или с помощью различных сервисов или программ.
В первом варианте (ручном) необходимо специалисту зайти на сайты отобранных конкурентов и взять необходимую ему информацию по показателям анализа (например, наполняемость сайта, регулярность обновления новостной ленты, прайса, наличие уникального торгового предложения, удобство интерфейса), далее свести её в шаблонные таблицы (Рис 1). Критерии оценивания каждый специалист определяет сам (например, 10 балльная или 5 балльная шкала), но важно, чтобы шкала была не сильно дробной, иначе, сравнить различия и провести анализ будет тяжелее.
Рис. 1: Шаблонная таблица для сравнения показателей по сайтам интернет магазинов конкурентов.
Во втором варианте (использование сервисов) необходимо обратиться к различным сервисам, и совершать поиск информации по заданным показателям. Полученная информация сводится в таблицу для дальнейшего анализа и формулирования рекомендаций. Примеры сервисов:
После тщательного поиска конкурентов, анализа их сайтов и сведения информации в шаблоны, необходимо выяснить, по каким характеристикам ваш бизнес сильнее, а по каким слабее ваших конкурентов. Определите, над какими параметрами нужно поработать и к каким показателям стремиться. Грамотный анализ сайтов конкурентов поможет составить эффективную стратегию продвижения бизнеса и выбрать направления, требующие особого внимания.
Автор статьи: Дарья Молодцова,
социолог-практикант исследовательской компании Spezia
Адрес: Старт Хаб на Красном Октябре (Москва, Берсеневская набережная, 6/3) Дата: 6 октября
Маркетинговые исследования рынка являются неотъемлемой частью успешного развития как действующего бизнеса, так и открытия нового бизнеса.
Мы решили посветить данную статью краткой «выжимке» из недавно проведенного исследования рынка мебельной фурнитуры, чтобы показать наглядно, какие разделы, данные, выводы, таблицы, графики, диаграммы может содержать ваш отчет по проведенному исследованию.