Интервьюер — новая профессия, которая дарит встречи с интересными людьми, помогает установить полезные знакомства и узнать много нового из различных областей жизни. Однако, несмотря на кажущуюся легкость и простоту, эта работа достаточно сложна. Справиться с ней могут только самые терпеливые и настойчивые, умеющие убеждать и поддерживать беседу с разными людьми и на любую тему.
Агентство "Spezia" уже больше года проводит опросы населения. За это время у нас накопился достаточно большой опыт общения, как с респондентами, так и с интервьюерами. Основываясь на личном опыте и наблюдениях, мы подготовили несколько полезных советов и профессиональных хитростей, которые подойдут для всех, кто решил попробовать себя в этой роли.
При проведении любого опроса огромную роль играет человеческий фактор. Хороший интервьюер должен обладать следующими качествами:
Ну и, безусловно, интервьюер должен быть честным и ответственным. Должен обладать определенным уровнем знаний, культуры, необходимых для общения с людьми различного социального положения, возраста и образования. А также обладать способностью чувствовать настроение респондента, его возможное предубеждение, апатию, а также уметь придать беседе спокойный деловой характер.
Проведение интервью включает в себя несколько этапов:
Как мы уже писали выше, внешний вид, настрой и манера подачи информации крайне важны при определении того, удастся ли интервьюеру получить согласие респондента на участие или нет. Решающее значение имеет первое впечатление, когда ломается лед отчужденности между незнакомыми людьми и респондент воспринимает обращение как приятную встречу. Далее ход интервью налаживается, и респондент почти никогда не отказывает в общении. Свободный, уверенный и профессиональный подход поможет в достижении этой цели.
Соблюдая эти правила поведения, корректируйте свои действия таким образом, чтобы привлечь респондента к участию и избежать отказа.
Хотя большинство людей ведут себя приветливо и готовы к сотрудничеству, у некоторых все же возникают опасения, возражения или страхи. То, что изначально может выглядеть, как отказ, на самом деле может быть лишь выражением опасения или потребностью в дополнительной информации или обосновании.
Внимательно выслушайте комментарий респондента и попытайтесь определить основание его опасений или возражений. Затем, направьте свой ответ на их преодоление. Умение слушать является одним из самых важных навыков успешного интервьюера.
В таблице ниже перечислены некоторые вопросы и опасения, которые обычно возникают у респондентов относительно участия в опросе.
Обычные опасения | Ответы |
"Я слишком занят" | Подчеркните, что проведение опроса не потребует большого количества времени. Если человека действительно застали в неудачный момент и он согласен на проведение интервью в другое время, то можно договориться об этой встречи в более удобное время. |
"У меня в доме не убрано, я не могу вас пригласить" | Проявите понимание, сказав что: "Это не проблема. Мы можем провести опрос прямо здесь". |
Недоверие/вторжение в частную жизнь или нарушение конфиденциальности | Заверьте респондента в соблюдении его конфиденциальности. Напомните ему, что информация, которую он предоставит, будет использована в обобщенном виде вместе с данными других интервью. Если опрос анонимный, то обязательно подчеркните это и скажите, что фамилия и имя конкретного респондента никому не будут известны. Также обратите внимание респондента на то, что он имеет право отказаться отвечать на любой вопрос, который посчитает личным. |
"Где вы взяли мой адрес?" | Разъясните, что для обеспечения репрезентативности опроса используется метод случайной маршрутной выборки, при котором интервьюер опрашивает респондентов в домохозяйствах, отбираемых в соответствии с определенной научной методикой. |
"Мое мнение не имеет значения" | Поясните, что мнение респондента имеет большое значение и представляет мнения многих других людей, таких как он. Будет опрошено большое количество людей, и собранные вместе, они дадут представление о том, что думает население в целом по тем важным вопросам, которые затрагиваются в анкете. |
"Мне не интересен этот вопрос" | Чтобы участвовать в опросе, респонденту не обязательно должна быть интересна его тема. Полученная от него информация имеет ценность в любом случае. Подчеркните, что в анкете нет правильных или неправильных ответов и респондент может не опасаться своей неподготовленности. |
"Я не люблю опросов. Это трата времени" | Подчеркните важность этого опроса для понимания исследуемой темы. Скажите, что это возможность для респондента внести свой вклад в успех проекта. |
"Почему выбрали меня? Можете вы провести интервью с моим братом/мужем/другим человеком?" | Объясните, что отбор опрашиваемых производится "вслепую", не по их собственному желанию, часто случайно, чтобы иметь широкую и полную картину суждений и взглядов по исследуемым вопросам. Объясните, что используете специальную процедуру выбора человека для интервью, подходящего по квотному заданию, и правила вашей работы запрещают заменять его на кого-либо другого. |
Если, не смотря на все усилия, человек не согласился на интервью, примите отказ вежливо и поблагодарите человека за потраченное время. Не оказывайте давление, не спорьте или не реагируйте негативно или каким-либо другим образом. "Оставить дверь открытой" для того, кто позднее придет для повторного контакта с респондентом.
Интервьюер несет ответственность за то, чтобы опрос был проведен надлежащим образом. Любые нарушения правил проведения интервью понижают достоверность данных опроса и обесценивают результаты исследования, а в конечном итоге – ведут к искажению общественного мнения.
Путем соблюдения этих правил интервьюер гарантирует соблюдение научных принципов проведения интервью и высокое качество полученных данных.
Также на данном этапе необходимо помнить об основных принципах работы интервьюера:
По завершению интервью респондента просят оставить некоторые сведения о себе, подчеркивая, что они необходимы для общей обработки данных и будут использованы только в целях изучения исследуемого вопроса.
В конце интервьюер благодарит респондента за беседу, еще раз подчеркивая ее важность для исследования.
Удачи "в полях"!
Адрес: Старт Хаб на Красном Октябре (Москва, Берсеневская набережная, 6/3) Дата: 6 октября
Маркетинговые исследования рынка являются неотъемлемой частью успешного развития как действующего бизнеса, так и открытия нового бизнеса.
Мы решили посветить данную статью краткой «выжимке» из недавно проведенного исследования рынка мебельной фурнитуры, чтобы показать наглядно, какие разделы, данные, выводы, таблицы, графики, диаграммы может содержать ваш отчет по проведенному исследованию.