Агентство стратегического маркетинга Spezia, Барнаул
Новости

Маркетинговые исследования в России

Провести маркетинговое исследование – значит услышать своего покупателя и узнать своих конкурентов. Работа маркетологов и социологов играет важную роль в решении бизнес-задач: на основе полученных ими данных в процессе исследований рынка предприятиями принимаются ключевые решения.

По данным Росстат начиная с 2012 года объем затрат на проведение маркетинговых исследований начал существенное снижение и в 2016 году опустился с 2 824 649 100 рублей до 996 331 500. А это практически в 3 раза!!!

Диаграмма – Динамика затрат организаций на маркетинговые исследования (тысяча рублей)

С чем может быть связана такая ситуация?

2012 год стал пиком популярности маркетинговых исследований. Интерес бизнесменов возрос, это стало  своего рода модой. Постепенно насытивших новым методом изучения рынка, но так и не разобравшись в способах его дальнейшего использования, многие предприниматели прекратили практику проведения маркетинговых исследований. Несмотря на это, количество компаний, занимающихся проведением маркетинговых исследований, растет и, вероятно, что со временем возрастет и спрос.

Проведенный маркетинговый анализ – это основа, первый шаг к успеху на пути завоевания своей рыночной ниши. С помощью маркетинговых исследований компания может получить ответы на ряд  вопросов, касающихся интересуемого рынка и принять  максимально верные управленческие решения. Фирмы, которые не только проводят маркетинговые исследования, но и применяют их в дальнейшей работе, оказываются в выигрыше перед своими конкурентами.

В западных компаниях без предварительного исследования рынка не принимается ни одно важное решение.

Маркетинговые исследования помогают избежать ошибок на следующих этапах:

  • выход на новые рынки;
  • внедрение нового продукта;
  • формирование сбытовой и ценовой политики.

Принято выделять три вида маркетинговых исследований:

  • Исследование рынка. Сюда относится расчет емкости, доли рынка, анализ основных тенденций, товарной структуры рынка, составление прогнозов и сценариев развития, SWOT-анализ. Такой подход к решению поставленных задач является наиболее полным.
  • Анализ конкурентов. Может быть выполнен сравнительный анализ позиций основных конкурентов на рынке, анализ элементов конкурентной и маркетинговой стратегии предприятия, а также  отслеживание долей участников рынка.
  • Исследование потребителей. Мнение потребителя – это главное на что должна ориентироваться компания. Изучение своего потребителя – самый сложный и трудоемкий процесс. Начиная с составления  портрета целевой аудитории, сегментации потребителей, изучения их потребностей, анализа поведения, определения целевых групп продукта/услуги и заканчивая изучением степени лояльности и удовлетворенности потребителей.

Зачастую компании делают попытки провести исследования собственными силами. Правильнее все же обращаться к специалистам, в первую очередь для более качественного результата, а во вторую для экономии собственного времени и времени своих сотрудников. Провести исследование самостоятельно разумно в том случае, когда происходит сбор обратной связи от потребителей непосредственно на точках продаж. Во всех других случаях это можно сравнить с самолечением – может и сработать, а может дать осложнения.

Прежде всего, любое маркетинговое исследование – это работа с колоссальным объемом информации, которая может быть получена разными методами. К ним относятся количественные (личное интервью, анкетирование, телефонные опросы, омнибусы, контент-анализ), качественные (фокус-группы, глубинное интервью, тайный покупатель, кабинетные исследования) и исследования по mix-методикам (холл тесты, хоум тесты, ритейл аудит, медиаисследования, сенсус (сплошная перепись) торговых точек).

Если судить по данным российского делового медиахолдинга РБК, можно составить рейтинг сфер по количеству проводимых маркетинговых исследований в России. Он будет выглядеть следующим образом:

  • Промышленность и потребительские товары – 54,5 %. В качестве примера можно привести изучение рынка сушеных овощей, поваренной соли, шерстяной ткани и т.д. Как правило, исследования проводятся для узких направлений деятельности, в этом и заключается сложность при поиске информации.
  • Строительство и недвижимость – 25,8 %. Сюда можно отнести рынок строительства жилья, рынок цемента и бетона, дорожного строительства в регионах.
  • Потребительские услуги – 9,6 %. Например, изучение рынка общественного питания, медицинских услуг, автосервисов.
  • Сельское хозяйство – 6 %. Одно из главных направлений Алтайского края, которое медленными шагами, но стремится к развитию. Пожалуй, именно в Алтайском крае маркетинговые исследования в сельскохозяйственной отрасли проводятся чаще, нежели в остальных. Периодически алтайские сельскохозяйственные предприятия прибегают к помощи маркетологов и социологов и проводят маркетинговые исследования рынка почвообрабатывающих машин, средств защиты растений, биологических удобрений и т.п.
  • Транспорт и логистика – 2, 4 %. Анализ рынка транспортной перевозки грузов, исследование рынка услуг междугородных и международных железнодорожных пассажирских перевозок, автостоянок, морских перевозок.
  • СМИ и реклама – 1, 95 %. Как говорится «сапожники остаются без сапог», проведение маркетинговых исследований в сфере коммуникаций и рекламы осуществляются не так часто.

Независимо от сферы деятельности компании, одно можно сказать наверняка – работа любого предприятия направлена на получение прибыли, а прибыль может принести только потребитель. Узнать своего потребителя, понять, что он хочет, какие у него потребности, почему он выбирает конкретный товар или пользуется определенной услугой возможно только при помощи маркетингового исследования.

Публикация нашей статьи в информационно-аналитическом журнале "Наше дело" по ссылке http://alttpp.ru/upload/iblock/959/959b2e24bdef51b478a2ba5421aa8292.pdf

Праздник в коробке
© 2017 Агентство стратегического маркетинга Spezia: 656049 г. Барнаул, пр. Красноармейский, 36, офис 224 (2 этаж) При поддержке: "Seo-Deluxe"

Быстрая связь

Отправляя форму, Вы автоматически принимаете условия Соглашения о конфиденциальности.